|
![]() Документ подписан электронной подписью |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Маркинская средняя общеобразовательная школа Цимлянского района Ростовской области
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом (протокол от 25.08.2022 г. № 1) |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы |
СОГЛАСОВАНО методическим объединением учителей протокол от 25.08.2022 № 1 _______________ Е.Л.Горбанева подпись руководителя МС Ф.И.О. |
СОГЛАСОВАНО ______________ Л.И.Кардакова 25августа 2022 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по курсу
«История Донского края »
На 2022 – 2023 учебный год
Уровень общего образования: основное общее, 6 класс
Количество часов в неделю: 1
Учитель: Савилова Татьяна Георгиевна
Программа разработана на основе программы курса «История донского
края с древнейших времён до начала XXI века» Осадченко Н.Г ,
Ростов – на – Дону, Донской издательский дом, , 2019
Учебник/учебники:
«История Донского края с древнейших времен до конца XV века»
В.А.Ларенок, Ростов-на-Дону, ООО «Донской Издатель ский Дом», 2020
ст.Маркинская
2022 год
Раздел №1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «История Донского края»
Личностными результатами изучения курса истории Донского края в школе являются:
Метапредметные результатами изучения курса истории Донского края
в школе являются:
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
«История Донского края » с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
№ П/П |
Тема, раздел. |
Часы |
1. |
Введение. Донской край в средневековье. |
1 |
2 |
Донской край в средневековье |
33 |
3 |
Раздел 1. Великие империи кочевников c IV по VII века. Дон в составе Хазарского каганата. |
10 |
4 |
Раздел 2. Дон в X – XIII веках |
11 |
5 |
Раздел 3. Золотая Орда — государство кочевников-монголов. |
12 |
9 |
Повторительно – обобщающее занятие |
1 |
10 |
Итого |
35 |
Курс «История Донского края » 35 часов.
Введение. Донской край в средневековье. 1 ч.
Раздел 1. Великие империи кочевников c IV по VII века. Дон в составе Хазарского каганата. 10 ч.
Хазары. Борьба племен на Дону с VI по VII век. Победа хазар. Включение территории Подонья в состав Хазарского каганата. Хазарская держава: управление, суд, вероисповедание. Основные занятия хазар. Влияние хазар на жизнь населения донских и приазовских степей. Крепость Саркел. Поход князя Святослава на Хазарию. Белая Вежа.
Раздел 2. Дон в X – XII веках.11.ч.
Печенеги. Византийские авторы о занятиях и быте печенегов. Появление в донских степях половцев. Кочевое скотоводство – главное занятие. Половецкие становища культура половцев. Половцы и Русь. Поход князя Игоря Святославовича против половцев. «Слово о полку Игореве».
Раздел 3. Золотая Орда — государство кочевников-монголов. 12 ч.
Вторжение монголо – татар в донские степи. Борьба половцев с нашествием. Битва на Калке. Походы Батыя. Разгром половецких орд. Донской край под властью Золотой Орды. Политика монголо – Татр по отношению к побежденным. Наш край глазами путешественников в XIII – XIV веках. Разделение донской степи между татарами и монголами.
Тана. Азов. Торговые интересы генуэзцев и венецианцев в Приазовье. Ранние сведения о Тане. Средневековая торговая фактория. Управление, население, торговля. Великий торговый путь в Китай. Захват города турками. Изгнание итальянцев.
Повторительно – обобщающие занятия (1 час).
Формы и виды учебных занятий:
Раздел 3. Календарно - тематическое планирование 35 ч.
№ п/п |
Дата |
факт |
Кол. Час. |
Тема урока |
Элементы обязательного минимума |
Используемые источники |
|||
1 |
6.09 |
|
1 |
Введение. Донской край в средние века. |
|
Введение Стр. 3-5 |
|||
Раздел 1. Великие империи кочевников c IV по VII века. Дон в составе Хазарского каганата. 8 ч. |
|||||||||
2,3,4,5,6,7,8,910, 11 |
13.09 20.09 27.09 4.10 11.10 18.10 25.10 2чет. 8.11 15.11 22.11 |
|
10 |
Тема 1. Хазары |
Занятие 1. 1.Хазарская держава 2.Влияние хазар на жизнь населения донских и приазовских степей 3.Хазарский каганат: территория и государственное устройство 4.Занятия жителей, вера и обычаи 5.Роль Хазарии в объединении разноплеменного населения донских степей Занятие 2. 1.Крепость Саркел – хазарская твердыня на Дону 2.Первые раскопки Саркела 3.Святослав на Дону 4.Белая Вежа. Занятие 3,4,5,6 Экскурсия на правобережное хазарское городище. Занятие 7,8,9,10. Экскурсия в Цимлянский краеведческий музей. |
§1-5 |
|||
Раздел 2. Дон в X – начале XIII века. 11 ч. |
|||||||||
12, 13, 14
|
29.11 6.12 13.12 |
|
3 |
Белая Вежа — центр ремесла и торговли на пути из Черного моря на Восток. |
Занятие 1,2,3 Заочная экскурсия. Белая Вежа.
|
§7
|
|||
15, 16 17 18 19
|
20.12 27.12 3 чет. 10.01 17.01 24.01 |
|
5 |
Половцы в донских степях. XI — первая половина XIII веков.
|
Занятие 1. 1.Дон в X веке: печенеги 2.Дон в XI веке: приход половцев 3.Половецкие каменные изваяния – памятники культуры 4.Половцы и Русь Занятие 2,3,4,5. Экскурсия в Ростовский краеведческий музей. |
§6 - 11 |
|||
20 21 |
31.01 7.02
|
|
2 |
Сражение игоревой рати на Каяле. |
Занятие 1. 1. «Воинам Игоревой рати - храбрым русичам 2.«Русский крестовый поход в степь» 3.Битва Игоря Святославовича с половцами на реке Каяле. Где это было? 4.Поэтическая память народа 5.Юные исследователи прошлого. Занятие 2.Литературные произведения и художественные о Крестовом походе русичей. |
||||
22 |
14.02 |
|
1 |
Артефакты, оставленные половцами. |
Занятие 1. Создание альбома эскизов артефактов половцев. Половецкий «Журнал мод». |
||||
Раздел 3. Золотая Орда — государство кочевников-монголов. 12 ч. |
|||||||||
23 24 |
21.02 28.02 |
|
2 |
Монголо-татарские завоевания на Дону |
Занятие 1 1.Борьба половцев с монголо-татарами 2.Поход Батыя 3.Судьба половцев 4.Половецкие олени из Золотой Орды Занятие 2 1.Археологические памятники золотоордынского времени на Дону 2.Наш край в описаниях известных путешественников XIII-XVI веков 3.Упадок Золотой Орды. |
§12 |
|||
25, 26 |
7.03 14.03 |
|
2 |
Тана – торговая фактория. |
Занятие 1 1.Первые сведения о Тане 2.Борьба за торговлю в Приазовье между Венецией и Генуей 3.В средневековой Тане 4.Судьба города Занятие 2 1.Тана – крупный торговый центр 2.«Что должен иметь в себе истинный и честный купец?» 3.Чем торговали в Тане? 4.Ролевая игра: приключение торгового каравана на пути из Пекина в Тану. |
§16,17 |
|||
27, 28, 29 |
4 чет. 28.03 4.04 11.04 |
|
3 |
Азак — город на перепутье торговых дорог. |
Занятие 1. 1.Основание города 2.Расцвет Азака в XIII – XIV веках 3.Превращение торгового и ремесленного центра в турецкую военную крепость 4.Азак – невольнический рынок Занятие 2. 1.Легенды и мифы, связанные с историей Азова 2.Азов и выдающиеся исторические деятели 3.Тур Хейердал в Азове 4.За что любил Азов поэт Дасмамбет 5.Исторические памятники Азова. Занятие 3. Создание альбома эскизов артефактов жителей Азака. |
§14, 15,18 |
|||
30, 31 32 33 34 |
18.04 25.042.05 16.05 23.05 |
|
5 |
Упадок Золотой Орды. Гибель Азака. |
Экскурсия в археологический музей г. Азова. |
§19 |
|||
35 |
30.05
итого |
|
1
35 |
Наш край в средневековье.
|
Конкурс презентаций «Наш край в средневековье». |
|
|||