ЭП

Документ подписан электронной подписью
15.05.2023 08:25, Малахова Светлана Стефановна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

   Аннотация к рабочей программе  дисциплины « География» 5 - 9  классы

 

     Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Рабочая программа по географии для 5-9 классов  составлена на основе    авторской  программы по географии  Е. М. Домогацких  «Программа курса «География»   5-9   классы/авт.-сост. Е.М.Домогацких.-2-е изд.-М.:  – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013.-88 с.- (ФГОС. Инновационная  школа).                                                                                       

Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования. Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии, содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности на уроках и перечнем ресурсов УМК для каждого урока, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.

Задачи: географическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйств.                               

Общее число учебных часов по авторской программе за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

Изучение курса «География» в основной школе осуществляется с 5 по 9 классы, что составляет по рабочей программе в соответствии с учебным  планом (на срок освоения ООП) 278/313 часов, из них:

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

1

35

6

1

35

7

2

70

8

2

70

9

2

68

Всего

 

278 часов

 

 

                                УМК:

 

1.Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.География. учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/   Введение в   географию: – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.-160  с.-(Инновационная школа).

2.Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География. Введение в географию» 5 класс. : – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.-72 с.- (ФГОС. Инновационная школа).

 

3. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Тетрадь-практикум  к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География. Введение в географию» 5 класс. : – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.- (ФГОС. Инновационная школа).

 

4.  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/  М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

5.Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География. Физическая география».  6 класс

 

6.Атлас для 5- 6 класса с набором контурных карт– М.: ООО «Русское слово – учебник»,2014.

7.  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/  М.: ООО «Русское слово – учебник»

8.  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/  М.: ООО «Русское слово – учебник»

9.  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/  М.: ООО «Русское слово – учебник».

Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.

Формы учебной деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Используются следующие типы уроков: комбинированный урок, урок открытия новых знаний, урок закрепления изученного материала, урок-лекция, урок – практикум, урок-семинар.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в 5-9 -х классах выступают письменный опрос (практические работы, тестирование с использованием дифференцированных  заданий), защита проектов. устный (индивидуальная, групповая и фронтальная беседа).

 

Плановые виды контроля:  практические работы, тестирование.

 

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

Выпускник получит возможность научиться:

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

  • объяснять роль различных источников географической информации;

    Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

5 – 6 класс

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;
  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);
  • специфику природы материков и океанов по географической карте;
  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

    5. Объяснять особенности компонентов природы своей

 

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карты, условные знаки карт;
  • основные формы рельефа;
  • части Мирового океана;
  • виды вод суши;
  • причины изменения погоды;
  • типы климата;
  • виды ветров, причины их образования;
  • виды движения воды в океане;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой.

2. Уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления;
  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов, явлений; с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры, показывающие роль географической науки;
  • различать изученные географические объекты, процессы, явления;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
  • составлять описания географических объектов, процессов, явлений с использованием разных источников географической информации;
  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • строить простые планы местности;
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

 

 

7 класс

 

Учащиеся должны знать (понимать):

  • географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
  • причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
  • основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
  • связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
  • причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
  • географию крупнейших народов Земли.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;
  • выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;
  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
  • проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением географических объектов и явлений;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;
  • сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений;
  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

 

                                 8-9 класс

 

Учащиеся должны знать (понимать):

  • географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
  • причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
  • связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
  • факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
  • основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
  • крупнейшие городские агломерации нашей страны;
  • причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
  • географию народов, населяющих нашу страну.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; демографические показатели, предусмотренные программой; факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • выдвигать на основе статистических данных гипотезы динамики численности населения России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации географических явлений и процессов на территории России; критерии для сравнения, сопоставления, места России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;
  • выявлять противоречивую информацию при работе с несколькими источниками географической информации; тенденции в изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • делать прогнозы изменения географических систем и комплексов;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о демографических показателях, характеризующих население России, для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; знания о факторах и особенностях размещения предприятий отраслей хозяйства России для решения практико-ориентированных задач;
  • моделировать географические объекты и протекание явлений с использованием компьютерной техники;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • обосновывать гипотезы о динамике численности населения России и других демографических показателях; гипотезы от изменении структуры хозяйства страны; пути социально-экономического развития России;
  • объяснять особенности компонентов природы России и её отдельных частей; особенности населения России и её отдельных регионов; особенности структуры хозяйства России и её отдельных регионов; роль России в решении глобальных проблем человечества;
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь хозяйственную деятельность человека; возможные изменения географического положения России; особенности взаимодействия природы и общества в пределах регионов России; природные условия и ресурсообеспеченость страны в целом и отдельных территорий в частности; возможные последствия изменений природы отдельных территорий страны; изменение ситуации на рынке труда; районы России по природным, социально-экономическим, экологическим показателям; социально-экономическое положение страны в целом и отдельных её регионов; место и роль России в мире по социально-экономическим показателям; социально-экономические перспективы развития России;

представлять в различных формах географическую информацию

 

Аннотация к рабочей программе по географии в 10-11классах.

 

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, авторской программы среднего (полного) общего образования по географии 10-11 класс  / Под ред.– В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира»

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м – 36 часов (1ч в неделю) и 11-м классах- 34 часов (1 ч в неделю).

 

Общая характеристика учебного предмета

Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у обучащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

 

Цели:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение  сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Форма контроля: Тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа. Итоговый контроль в виде обобщающих уроков с использованием тестовых заданий.

 

Автор-составитель : учитель географии Кардакова Л.И.