ЭП

Документ подписан электронной подписью
15.05.2023 08:41, Малахова Светлана Стефановна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Обществознание» 6 класс

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Обществознание»  включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Обществознание», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения  обществознания в средней общеобразовательной школе.

В системе школьного образования дисциплина «Обществознание» занимает особое место, т.к. является не только объектом изучения, но и непосредственно способствует активной социализации учащихся, является средством познания окружающего сообщества людей, способствует развитию абстрактного мышления, логики, памяти,   индукции и дедукции, учит алгоритмам самоанализа, самообразования, самореализации.

2.Цель изучения дисциплины

  •  сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
  •  Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
  • Создание условий для социализации личности.
  • Формирование научных представлений первоначальных основ нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры.
  • Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на

гуманистические и демократические ценности.

  • Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и

типичных жизненных ситуациях.

  • Учет потребностей и познавательных возможностей детей 12 – 13 летнего возраста.

3.Структура дисциплины

 6 класс.

Тема 1: Сущность и структура общества

Тема 2: Экономическая сфера жизни человека 

Тема 3: Социальная сфера жизни общества 

Тема 4: Политика – правовая сфера 

Тема 5 :Духовная сфера 

Тема 6:Ребенок  в обществе.

 4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии проектной, исследовательской, информационной деятельности, игрового обучения.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Учащиеся должны знать:

Понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;

Кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;

Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;

Как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);

Историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;

Понятия – право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;

Понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;

Что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.

Учащиеся должны уметь:

Объяснять взаимосвязь природы и общества; характеризовать экологические проблемы;

Характеризовать социальные отношения;

Характеризовать основные нормы правовых основ брака, характеризовать семью как малую группу;

Решать правовые задачи.

6. Общая трудоёмкость дисциплины

6 класс - рабочая программа   рассчитана на 35 учебных часов в 6 классе, из расчёта 1 час в неделю в соответствии с календарным графиком на 2013 – 2014 учебный год.

7.Формы контроля

1. Оценивание итогов обучения делится на :

  • текущее оценивание в течение учебного года;
  • итоговое оценивание(четвертное, полугодовое, годовое, курсовое).

2. Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:

  • за контрольную работу;
  • за практическую работу;
  • за тестовую работу;
  • за презентацию
  • за устные ответы

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно
  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
  • за обществоведческий  диктант
  • за сочинение по определённой теме (1 страница)
  • за тестовую  работу
  • за письменный реферат

Итоговое оценивание

Итоговыми оценками в основной школе являются четвертные отметки,  полугодовые и годовые. Четвертные оценки выставляются на основании не менее трёх текущих оценок. В 9,  11 классах учащийся имеет право выбрать обществознание  в качестве предмета, по которым сдаётся  экзамен. Требования к экзамену, порядок и условия его проведения установлены школьной программой обучения и определяются ежегодно приказом директора.

8. Составитель: учитель истории и обществознания  Т.Г.Савилова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Обществознание» 7 класс

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Обществознание»  включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Обществознание», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения  обществознания в средней общеобразовательной школе.

Дисциплина «Обществознание» в 7 классе  опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 6-7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

  Курс 7 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 6 классе. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 6 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся.

2. Цель изучения дисциплины:

1.         Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

2.         Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

3.         Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

4.         Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

5.         Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

3.  Структура дисциплины. 7 класс.

Тема 1. Личность подростка 

Переходный возраст.  Задачи и трудности переходного возраста. Взросление. Физические изменения подростка. Психологический портрет личности. Самооценка подростка.

Тема 2.  Подросток и социальная среда. 

Социальная среда подростка. Юношеский пессимизм. Подросток в группе. Межличностные отношения. Мир знакомых и незнакомых людей. Социальный портрет молодёжи. Юридические границы подросткового возраста. Подросток как гражданин. Подросток и его права. Преступление. Одиночество. Подросток в группе риска. Подростковая культура. Досуг. Речевое поведение. Развитие спорта.

4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии проектной, исследовательской,   деятельности, игрового обучения

Перечисленные  темы структуры предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные

   отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;  

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного дисциплины «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

•          сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

•          владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

•          выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

-           на  использование элементов причинно-следственного анализа;

-           на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-           на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-           на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-           на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-           на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-           на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-  на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

6.Общая трудоёмкость дисциплины.

Рабочая программа рассчитана по плану на 35 учебных часов,  из расчёта 1 час в неделю  в соответствии с годовым календарным графиком на 2013-2014 учебный год.

7. Формы контроля

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 2 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

1. Оценивание итогов обучения делится на:

  • текущее оценивание в течение учебного года;
  • итоговое оценивание (четвертное, полугодовое, годовое, курсовое).

2. Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:

  • за контрольную работу;
  • за практическую работу;
  • за тестовую работу;
  • за презентацию
  • за устные ответы

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно
  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
  • за обществоведческий  диктант
  • за сочинение по определённой теме (1,5 страницы)
  • за тестовую  работу
  • за письменный реферат

8. Составитель: учитель истории и обществознания  Т.Г.Савилова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Обществознание» 8 класс

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Обществознание»  включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Обществознание», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения  обществознания в средней общеобразовательной школе.

В системе школьного образования дисциплина «Обществознание» занимает особое место, т.к. является не только объектом изучения, но и непосредственно способствует активной социализации учащихся; является средством познания окружающего сообщества людей; способствует развитию абстрактного мышления, логики, памяти,   индукции и дедукции, учит алгоритмам самоанализа, самообразования, самореализации. Обществознание наиболее часто выбираемый предмет выпускниками на ЕГЭ. Дисциплина «Обществознание» является основополагающим при обучении профессиям гуманитарного, технического, экономического, юридического направлений и многих других. Именно с 8 класса начинается серьёзная подготовка к итоговой аттестации.

2. Цель изучения дисциплины:

Рабочая программа  имеет  направление на  достижение следующих целей при обучении восьмиклассников:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;

- нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

- Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

- Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

- Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

- Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

 

3.  Структура дисциплины. 8 класс.

Тема 1.Общество и человек

 Общество как целостная система. Взаимосвязь природы и общества.  Сферы общественной жизни. Общественные отношения. Ступени человеческой истории. Развитие общества. Прогресс, регресс, эволюция, революция.

Влияние человека на окружающую среду. Экологическая этика. Правовая защита природы. Глобальные проблемы человечества.

НТР и социальные последствия.

Признаки человека. Виды его деятельности. Творчество.

Потребности и возможности человека. Сущность его бытия.

Межличностные отношения. Дружба. Товарищество. Любовь. Общение.социальные роли. Престиж. Авторитет.

Этапы социализации: детство, юность, зрелость, старость.

Тема 2. Экономическая сфера

 Экономика. Потребности и ресурсы.

Типы экономических систем. Потребитель, производитель в экономике. Собственность, ее формы, приватизация. Факторы производства. Рынок труда и безработица. Рыночная экономика. Деньги. Банки. Инфляция.  Экономика Цимлянского района.

Предпринимательство.

Государство в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономическая культура.

Тема 3.Социальная сфера

Социальная структура общества и ее элементы. Социальные группы.

Социальные роли, нормы, ответственность. Отклоняющееся поведение (Статистика Цимлянского района). Этнос. Нация. Межнациональные отношения и конфликты. Национализм. Семья. Брак. Семейные роли мужчины и женщины. Духовные ценности и ориентиры семейной жизни.

4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии проектной, исследовательской,   деятельности.

Перечисленные  темы структуры предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать:

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на  использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

6.Общая трудоёмкость дисциплины.

Рабочая программа рассчитана по плану на 35 учебных часов,  из расчёта 1 час в неделю  в соответствии с годовым календарным графиком на 2013-2014 учебный год.

7. Формы контроля

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 4 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

1. Оценивание итогов обучения делится на:

  • текущее оценивание в течение учебного года;
  • итоговое оценивание (четвертное, полугодовое, годовое, курсовое).

2. Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:

  • за контрольную работу;
  • за практическую работу;
  • за тестовую работу;
  • за презентацию
  • за устные ответы

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно
  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
  • за обществоведческий  диктант
  • за сочинение по определённой теме (1,5 страницы)
  • за тестовую  работу
  • за письменный реферат

8. Составитель: учитель истории и обществознания  Т.Г.Савилова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Обществознание» 9 класс

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Обществознание»  включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Обществознание», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения  обществознания в средней общеобразовательной школе.

В системе школьного образования дисциплина «Обществознание» занимает особое место, т.к. является не только объектом изучения, но и непосредственно способствует активной социализации учащихся; является средством познания окружающего сообщества людей; способствует развитию абстрактного мышления, логики, памяти,   индукции и дедукции, учит алгоритмам самоанализа, самообразования, самореализации. Обществознание наиболее часто выбираемый предмет выпускниками на ЕГЭ. Дисциплина «Обществознание» является основополагающим при обучении профессиям гуманитарного, технического, экономического, юридического направлений и многих других. В 9 классе итоговая аттестация по дисциплине «Обществознание» проходит в форме ГИА.

2. Цель изучения дисциплины:

Формирование у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития прошлого человечества, его социальной структуре, политических институтах, экономическом базисе и духовной сфере, становлению правосознания и гражданской позиции.

Задачи:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной( в том числе экономической и правовой)  информации и определение собственной позиции;

- развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной,  практической деятельности в основных социальных  ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта, применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях; семейно – бытовых отношениях.

3.  Структура дисциплины. 9 класс.

Раздел 1. Политическая сфера  

Тема 1. Власть  

Тема 2. Государство   

Тема 3. Национально-государственное устройство  

Тема 5. Политические режимы  

Тема 6. Гражданское общество и правовое государство  

Тема 7. Голосование, выборы, референдум  

Тема 8. Политические партии  

Раздел 2. Человек и его права  

Тема 9. Право  

Тема 10. Власть и закон  

Тема 11. Конституция России  

Тема 12. Право и имущественные отношения.  

Тема 14. Труд и право  

Тема 15. Право, семья, ребенок.

Тема 16. Преступление  

Раздел 3. Духовная сфера  

Тема 17. Что такое культура.

Тема 18. Культурные нормы  

Тема 19. Формы культуры

Тема 20. Религия

Тема 21. Искусство. Образование. Наука.

 4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии проектной, исследовательской,   деятельности.

Перечисленные  темы структуры предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействия с другими людьми;

- сущность общества, как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека, как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделяя их общие черты и различия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

6.Общая трудоёмкость дисциплины.

  Рабочая программа конкретизирует   рассчитана по плану на 34 учебных часа,  из расчёта 1 час в неделю  в соответствии с годовым календарным графиком на 2013-2014 учебный год.

7. Формы контроля

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 21 тему. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,  подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников, уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование.

1. Оценивание итогов обучения делится на:

  • текущее оценивание в течение учебного года;
  • итоговое оценивание ( полугодовое, годовое ).

2. Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:

  • за контрольную работу;
  • за практическую работу;
  • за тестовую работу;
  • за презентацию
  • за устные ответы

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно
  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
  • за обществоведческий  диктант
  • за сочинение по определённой теме (2 страницы)
  • за тестовую  работу
  • за письменный реферат

8. Составитель: учитель истории и обществознания  Т.Г.Савилова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Обществознание» 10 класс

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Обществознание»  включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Обществознание», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения  обществознания в средней общеобразовательной школе.

В системе школьного образования дисциплина «Обществознание» занимает особое место, т.к. является не только объектом изучения, но и непосредственно способствует активной социализации учащихся; является средством познания окружающего сообщества людей; способствует развитию абстрактного мышления, логики, памяти,   индукции и дедукции, учит алгоритмам самоанализа, самообразования, самореализации. Обществознание наиболее часто выбираемый предмет выпускниками на ЕГЭ. В 10 классе сферы общественной жизни изучаются на более углубленном уровне. Дисциплина «Обществознание» является основополагающим при обучении профессиям гуманитарного, технического, экономического, юридического направлений и многих других.

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, а также  связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других.

2. Цель изучения дисциплины:

  • развитие личности ее духовно- нравственной, политической и пра­вовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

 

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосоз­нания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демокра­тическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;            

 

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с  социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изу­чения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и выс­шего профессионального образования и самообразования;

 

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализиро­вать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства

 

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отно­шениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установлен­ными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе

    3.  Структура дисциплины. 10 класс.

 Тема 1. Общество  

Тема 2. Человек  

Тема  3. Духовная культура.

Тема 4. Экономика

Тема 5. Социальная система общества

Тема 6. Политика

Глава 7. Право как особая система норм.

Синхронно изучаемым темам  включены темы по антикоррупционной политике государственной власти: 4 часа в 10 классе.

 

 4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии проектной, исследовательской,   деятельности.

Перечисленные  темы структуры предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

 В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                       
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

     6.Общая трудоёмкость дисциплины.

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 69 часов для изучения на базовом уровне учебного предмета «Обществознание» из расчета 2 часа в неделю, а фактически рассчитана на 67 учебных часов, (2 часа приходится на 2,9.05 2014 г) на 2013-2014 учебный год. Прохождение учебного материала будет проведено за счёт блоковой подачи учебного материала.

7. Формы контроля

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 7 тем. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,  подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников, уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование.

1. Оценивание итогов обучения делится на:

  • текущее оценивание в течение учебного года;
  • итоговое оценивание ( полугодовое, годовое ).

2. Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:

  • за контрольную работу;
  • за практическую работу;
  • за тестовую работу;
  • за презентацию
  • за устные ответы

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно
  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
  • за обществоведческий  диктант
  • за сочинение по определённой теме (3 страницы)
  • за тестовую  работу
  • за письменный реферат

8. Составитель: учитель истории и обществознания  Т.Г.Савилова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Обществознание» 11 класс

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Обществознание»  включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Обществознание», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения  обществознания в средней общеобразовательной школе.

В системе школьного образования дисциплина «Обществознание» занимает особое место, т.к. является не только объектом изучения, но и непосредственно способствует активной социализации учащихся; является средством познания окружающего сообщества людей; способствует развитию абстрактного мышления, логики, памяти,   индукции и дедукции, учит алгоритмам самоанализа, самообразования, самореализации. Обществознание наиболее часто выбираемый предмет выпускниками на ЕГЭ. В 11 классе сферы общественной жизни изучаются на более углубленном уровне. Дисциплина «Обществознание» является основополагающим при обучении профессиям гуманитарного, технического, экономического, юридического направлений и многих других.

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, а также  связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других.

2. Цель изучения дисциплины:

  • ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;
  • дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
  • -    привлечь  внимание учащихся  к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике, сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах — науке, религии, искусстве и т. д.
  • Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни — религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать зна­комству учащихся с обществом во всем его многообразии.
  • В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма.  В курсе достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо обучения знаниям об обществе, сложившимся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среда непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.
  • Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, филосо­фия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
  • Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
  • Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению   и   самореализации;   интереса   к   изучению   социальных   и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание  общероссийской  идентичности,  гражданской  ответственности, правового   самосознания,  толерантности,   приверженности  гуманистическим  и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-
    экономических и гуманитарных   дисциплин   в   учреждениях   системы   среднего   и   высшего профессионального образования или для самообразования,
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные   данные;   освоение   способов   познавательной,   коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и Общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
  • В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера школой на уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.
  • Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работвключает в себя:
  • работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое    осмысление    актуальной    социальной    информации,    поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • —решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • анализ современных общественных явлений и событий;
  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т, п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие внаписание творческих работ по социальным дисциплинам.
  • В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.
  • Раздел «Проблемы социально-политического развитая общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.
  • Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права

 

 

    3.  Структура дисциплины. 11 класс.

 РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес  в экономике.   Организационно-правовые  формы  и  правовой  режим предпринимательской деятельности.

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

              РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Свобода и необходимость в  человеческой деятельности.  Выбор  в альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ Ш. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Синхронно изучаемым темам  включены темы по антикоррупционной политике государственной власти: 4 часа в 11 классе.

 4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии проектной, исследовательской,   деятельности.

Перечисленные  темы структуры предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

 В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.
    Уметь:
  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
    объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
    общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
    общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,  схема, таблица, диаграмма,  аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;    систематизировать, анализировать    и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и вывода;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного    выполнения    типичных    социальных    ролей;    сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой   коммуникации;   осуществления   самостоятельного   поиска,   анализа   и использования собранной социальной информации.
  • решения   практических  жизненных   проблем,   возникающих  в  социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения  возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

  • Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение  познавательных  и  практических задач,  отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального,правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства(в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа иизвлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оцениваниедостоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения соответствии с поставленной целью (ознакомительное,просмотровое, поисковое и др.);
  • работа   с   текстами   различных   стилей,    понимание   их   специфики;адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание  алгоритмов  познавательной деятельности  длярешения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательскойдеятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).

     6.Общая трудоёмкость дисциплины.

Рабочая программа рассчитана на 67 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 11-х классов, а фактически рассчитана на 66 учебных часов, (1 час приходится на 10.03., 2014 г) на 2013-2014 учебный год. Прохождение учебного материала будет проведено за счёт блоковой подачи учебного материала.  

7. Формы контроля

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 раздела. В конце каждого раздела предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,  подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников, уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование.

1. Оценивание итогов обучения делится на:

  • текущее оценивание в течение учебного года;
  • итоговое оценивание ( полугодовое, годовое ).

2. Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:

  • за контрольную работу;
  • за практическую работу;
  • за тестовую работу;
  • за презентацию
  • за устные ответы

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно
  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
  • за обществоведческий  диктант
  • за сочинение по определённой теме (3 страницы)
  • за тестовую  работу
  • за письменный реферат

8. Составитель: учитель истории и обществознания  Т.Г.Савилова.