ЭП

Документ подписан электронной подписью
15.05.2023 08:46, Малахова Светлана Стефановна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины физика

 

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Физика» включена  в базовую часть естественно-математического цикла. К исходным требованиям, необходимым  для изучения дисциплины «Физика», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения  физики в средней общеобразовательной школе.

Физика –  точная наука и изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации. Особенность данной дисциплины в том, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания. Современная физика - быстро развивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияния на многие сферы человеческой деятельности. Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов.

2. Цель  изучения дисциплины.

  • Освоение знаний о фундаментальных физических законах классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, молекулярной физики, термодинамики, наиболее важных открытиях в области физики; методах научного познания.
  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; применять полученные знания для объяснения движения небесных тел  и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; для практического использования физических знаний при обеспечении безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, в быту; оценивать достоверность естественнонаучной информации.
  • Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместного выполнения задач с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
  • Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; рационального природопользования и охраны окружающей среды.

3. Структура дисциплины

7 класс

Первоначальные сведения о строении вещества

Взаимодействие тел

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Работа и мощность. Энергия

8 класс

Тепловые явления

Электрические явления

Электромагнитные явления

Световые явления

9 класс

Законы взаимодействия и движения

Механические колебания и волны

Электромагнитное поле

Строение атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

10 класс

Физика и научный метод познания

Кинематика

Динамика

Законы сохранения в механике

Механические колебания и волны

Молекулярная физика

Термодинамика

Электрические взаимодействия

11 класс

Постоянный электрический ток

Магнитные взаимодействия

Электромагнитное поле

Оптика

Кванты и атомы

Атомное ядро и элементарные частицы

Солнечная система

Звезды, галактики, Вселенная

4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются  следующие технологии:  традиционные, технологии проектного, объяснительно-иллюстративного обучения, икт-технологии

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад в науку российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё не известные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

6. Общая трудоемкость дисциплины

7 класс - программа разработана из расчета 2 часа в неделю; по плану – 70часов, фактически – 69 часов, т.к. 1 час приходится на праздничный день 1 мая, программный материал будет пройден за счет повторения.

Лабораторных работ – 10, плановых контрольных уроков – 5

8 класс - программа разработана из расчета 2 часа в неделю; по плану – 69 часов, фактически – 68 часов, т.к. 1 час приходится на выходной день 10 марта, программный материал будет пройден за счет повторения.

Лабораторных работ – 10, плановых контрольных уроков – 5

9 класс - программа разработана из расчета 2 часа в неделю; по плану – 67 часов, фактически – 65 часов, т.к. 2 часа приходится на праздничные дни 2 мая и  9 мая, программный материал будет пройден за счет повторения.

Лабораторных работ – 4, плановых контрольных уроков – 5

10 класс - программа написана из расчета 3 часа в неделю; по плану – 105 часов, фактически – 104 часа, т.к. 1 час приходится на праздничный день: 1 мая, программный материал будет пройден за счет повторения.

Лабораторных работ – 10, плановых контрольных уроков – 8

11 класс - программа разработана из расчета 3 часа в неделю; по плану – 101 час, фактически – 99 часов, т.к. 2 часа приходятся на выходной и праздничный дни: 10 марта и 1 мая, программный материал будет пройден за счет повторения.

Лабораторных работ – 8, плановых контрольных уроков – 7

7. Формы контроля

Контрольные работы текстовые; контрольные работы в формате ЕГЭ; тесты: проверочные поурочные, тематические; диктанты, лабораторные работы.

8. Составитель

 Побережнева Н.В., учитель первой категории